Положение о системе оценки обучающихся по АООП с РАС 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кормовская средняя школа
Ремонтненский район Ростовская область

«ПРИНЯТО»

«СОГЛАСОВАНО»

на педагогическом совете
МБОУ Кормовской СШ
Протокол от «25» октября 2019г.
№3

Управляющим советом
МБОУ Кормовская СШ
Протокол от «18» октября
2019г. №2
________________________
Председатель УС
Г.А. Вершинина

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МБОУ Кормовской СШ
Приказ от «25» октября 2019г
№225-Д
_______________________
Радионова Н.В.

ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценки достижения возможных результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающимися с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.3) при текущем контроле, промежуточной и итоговой аттестации

-2019-

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Ориентация на образовательные результаты – важнейший компонент
федеральных государственных образовательных стандартов.
Оценка результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы (далее – АООП) является необходимым условием реализации системы
требований Федерального государственного образовательного стандарта для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями (далее – Стандарт).
1.2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3.) ориентирует
образовательный процесс на развитие личности обучающихся, достижение планируемых
результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных
действий.
1.3. Планируемые результаты являются основой для разработки АООП. Система
оценки планируемых результатов адекватно отражает требования Стандарта, передает
специфику образовательного процесса, соответствует возможностям обучающихся.
1.4. Планируемые результаты освоения АООП являются содержательной и
критериальной основой для разработки рабочих программ по учебным предметам, а также
для системы оценки качества освоения обучающимися АООП в соответствии с
требованиями Стандарта.
1.5. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
1.6. Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умственной отсталостью
АООП осуществляется образовательным учреждением
2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Основными направлениями и целью оценочной деятельности в соответствии с
требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и
оценка результатов деятельности ОО и педагогических кадров, установление динамики
развития обучающихся по итогам учебных четвертей, и учебного года, описание
достижения возможных результатов в форме, понятной для всех участников
образовательных отношений. Полученные данные используются для оценки состояния и
тенденций развития системы образования.
2.2. Система оценки достижения возможных результатов освоения АООП адекватно
отражает требования Стандарта, передает специфику образовательного процесса,
соответствует возможностям обучающихся и решает следующие задачи:
- закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает
объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания,
формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся;
- обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП,
позволяет вести оценку предметных и личностных результатов;
- предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности
деятельности образовательного учреждения;
- позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и
развития их жизненной компетенции.
2.3. Система оценки результатов опирается на следующие принципы:
- принцип дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- принцип динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей
обучающихся;

- принцип единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в
освоении содержания АООП, что обеспечивает объективность оценки результатов.
3. ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
3.1. В соответствии с введением Стандарта система оценки образовательных
достижений обучающихся с интеллектуальными нарушениями и с расстройствами
аутистического спектра чётко привязывается к планируемым результатам.
3.2.Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении
им социальным опытом.
3.3. Определяющими функциями системы оценивания, обусловленными
возрастными психологическими особенностями и накопленным у обучающихся
социальным опытом, таким образом, являются:
- воспитательная (формирование положительной мотивации к учению, навыков
самоконтроля);
- эмоциональная (создание соответствующего оценке эмоционального фона,
стимулирующего к учению, ориентирующего на возможность успеха);
- социальная (определение соответствия достигнутых обучающимися результатов
установленных государством, обществом, семьей нормам и ожиданиям).
3.4. Кроме того, система оценки достижения планируемых результатов освоения
обучающимися АООП:
- Закрепляет основные направления оценочной деятельности, описание объекта
оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
предоставления результатов;
- Ориентирует образовательный процесс на развитие личности обучающихся,
достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и
формирование базовых учебных действий
- Способствует оценить достижение планируемых результатов освоения содержания
учебных предметов и жизненных компетенций, включенных в специальную
индивидуальную программу развития;
- Обеспечивает интегративный подход к оценке результатов освоения АООП
образования обучающихся с умственной отсталостью, позволяющий оценивать в единстве
предметные и личностные результаты образования;
- Позволяет осуществлять оценку динамики развития жизненных компетенций и
учебных достижений обучающихся.
4. ОСНОВЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1. Закономерные затруднения в освоении обучающимися отдельных предметов не
рассматривается как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
4.2. Оценка производится с учетом актуального психического и соматического
состояния обучающегося.
4.3. Формы выявления возможной результативности обучения должны быть
вариативными для различных детей, разрабатываются индивидуально с учетом
индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
4.4. В процессе выполнения заданий обучающимся оказывается необходимая
помощь (выполнение по образцу, по подражанию, после частичного выполнения
взрослым, совместно со взрослым).
4.5. Выявление представлений, умений и навыков обучающихся с РАС (вариант 8.3.)
в каждой образовательной области создает основу для конкретизации плана
коррекционно-развивающей работы.
4.6. Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося при выполнении
действий, операций, направленных на решение жизненных задач.

5. НАПРАВЛЕНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
5.1. Освоение АООП общего образования обеспечивает достижение обучающимися
с интеллектуальными нарушениями личностных и предметных результатов, а также
базовых учебных действий.
5.2. Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки.
5.3. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
5.4 Базовые учебные действия – это элементарные и необходимые единицы учебной
деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования
обучающимися с РАС.
5.5.Предметные результаты не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
5.6. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
5.7. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
5.8. Минимальный уровень достижения предметных результатов фиксируется в
рабочих программах по предметам и курсам с ориентацией на всех обучающихся класса.
5.9. Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является
обязательным для всех обучающихся с РАС.
6. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
6.1. Планируемые личностные результаты освоения АООП включают овладение
обучающимися социальными компетенциями, необходимых для решения практикоориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений
обучающихся в различных средах.
6.2. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые,
в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
6.3. Личностные результаты заносятся в рабочие программы по предметам и курсам,
в программы коррекционно-развивающих занятий и внеурочной работы с учетом
индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей
обучающихся, а также специфики содержания предметных областей.
6.4. Личностные результаты прописаны в тексте ФГОС и выступают критериями
оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся с интеллектуальными
нарушениями (вариант 1):
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
6.5. Личностные результаты освоения АООП НОО обучающихся с РАС,
осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
вариант 8.3., с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей включают индивидуально-личностные качества, специальные требования к
развитию жизненной и социальной компетенции и должны отражать:
1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие
учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
2) развитие мотивации к обучению;
3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
(представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в
разнообразные повседневные школьные дела);
5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
6) развитие положительных свойств и качеств личности;
7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду. (Приложение 1).
6.6. Основными критериями оценки личностных результатов освоения
обучающимися с интеллектуальными нарушениями АООП являются:
- уровень развития сферы межличностных отношений (адекватность общения с
разными группами людей);
- уровень эмоционально-волевой организации личности (диапазон базовых эмоций;
понимание своих чувств и адекватность их выражения вербальными и невербальными
средствами; уровень самоконтроля и саморегуляции поведения и др.);
- уровень социализации (социально-бытовые навыки, коммуникативные умения,
способность к работе в группе, способность к разрешению конфликтов и проблем,
ответственность, ролевая гибкость и др.);
- готовность к труду (наличие знаний, умений, навыков по самообслуживанию и
жизненных навыков – трудолюбие, наличие устойчивых избирательных интересов и т.д.)
6.7. При оценке личностных результатов диагностируется сформированность
внутренней позиции ребёнка, которая проявляется в эмоционально-ценностных
отношениях к себе и окружающему миру.
Оценка (но не отметка) проявляется в словесной характеристике: если нравственный
поступок – «ты поступил правильно», «ты молодец», безнравственные поступки тоже
анализируются и, как правило лучше осознаются, когда с обучающимся разбирается его
поступок индивидуально.
В процессе оценивания обучающийся ставится в позицию нравственного выбора в
той или иной ситуации. При этом такая оценка должна проходить в форме, не
представляющей угрозы личности и психологической безопасности ребёнка.
6.8. Оценка личностного прогресса проводится:
1) По контекстной информации – интерпретации результатов педагогических
измерений на основе Индивидуальной карты развития (ИКР) обучающегося. Педагог
может отследить, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень

самостоятельности, и ряд других личностных действий. Главный критерий личностного
развития – наличие положительной тенденции развития.
2) В ходе урока или внеклассного мероприятия (беседы) педагог включает задания
на знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений.
Результаты фиксируются в ИКР, накопительная оценка показывает освоенность знаний,
умений и проявления личностных качеств.
3) В ходе ежедневных наблюдений за обучающимися на уроках и во внеурочное
время. Результаты фиксируются в ИКР, накопительная оценка показывает
сформированность отдельных личностных результатов.
4) Психологическая диагностика, проводимая психологом, имеющим специальную
профессиональную подготовку (беседы, интервью, анкетирование, проективные
методики).
6.9. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые,
в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
6.10. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися АООП
учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки
служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных
социальных средах (школьной и семейной).
6.11. Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода
экспертной оценки – оценка результатов на основе мнений группы специалистов
(экспертов).
6.12. Состав экспертной группы включает педагогических и медицинских
работников (зам. директора по УР, учителей, классных руководителей, учителя-логопеда,
педагога-психолога, социального педагога, врача психоневролога, педиатра), которые
хорошо знают ученика.
6.13. Основной формой работы участников экспертной группы является школьный
ПМПк. ПМПк – постоянно действующий, скоординированный и объединенный общими
целями коллектив специалистов школы, разрабатывающий ту или иную стратегию
сопровождения обучающегося.
6.14. Планирование и направление деятельности консилиума определяются согласно
годовому плану, в котором отражаются значимые периоды развития и специфика работы
школы.
6.15. В состав экспертной группы входят: постоянные члены ПМПк, родитель
(законный представитель) ребенка.
6.16. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки
достижений ребенка в сфере жизненной компетенции.
6.17. Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к
выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата
личностного развития по следующей шкале (в баллах): 5 – качество сформировано; 4 –
качество проявляется постоянно; 3 – качество проявляется ситуативно (чаще да, чем нет,
иногда забывает); 2 – качество проявляется иногда (чаще нет, чем да, иногда вспоминает);
1 – качество проявляется редко, чаще случайно; 0 – качество не проявляется.
6.18. Оценка динамики проводится ежегодно (май) экспертной группой на
основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки личностного развития и
делается вывод о достижении жизненной компетенции за год по каждому показателю.
6.19. Документы, в которых отражаются индивидуальные личностные результаты
освоения АООП каждого обучающегося:
1) Оценка достижений и оценка динамики оформляется классным руководителем в
форме характеристики на обучающегося (составляется один раз в год, май).
2) Результаты оценки личностных достижений заносятся в «Индивидуальную карту
развития обучающегося» (ИКР), что позволяет не только представить полную картину

динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие
изменений по отдельным жизненным компетенциям.
7. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
7.1. Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения
учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по
получению нового знаний и степень самостоятельности в его применении в практической
деятельности.
7.2. Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся с
интеллектуальными нарушениями (в т.ч. с РАС) предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не допускает
сравнения его с другими детьми.
7.3. У обучающихся с РАС в большей степени должно быть развитие жизненной
компетентности, расширение повседневного жизненного опыта и поэтапное
формирование учебной деятельности
7.4.В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения
предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по
рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) ОО может
перевести ученика на обучение на обучение по СИПР АООП - вариант 2 или вариант 8.4.
для обучающихся с РАС.
7.5. В связи с тем, что способности к обучению обучающихся с умственной
отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые в рабочих программах по предметам и
курсам требования по формированию учебных умений и навыков могут быть применимы
не ко всем учащимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
7.6. Оценка достижения планируемых предметных результатов освоения АООП
производится учителем, по предметной области «Язык и речевая практика» оценка
производится учителем и учителем-логопедом.
7.7. Во время обучения в 1-м классе используется безотметочное оценивание
предметных результатов. Для обучающихся с РАС безотметочное оценивание
используется в 1-м классе и в 1-м полугодии 2-го класса.
7.8. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует
отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
7.9. Безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации обучения,
индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной
самостоятельности учащихся с нарушением интеллекта.
7.10. В первых классах контрольные работы не проводятся, поэтому
устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний и умений
учащихся:
- устный опрос;
- письменный опрос:
- самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и
самооценку учащихся после освоения ими определённых тем;
- самостоятельные работы, демонстрирующие умения учащихся применять
усвоенные по определённой теме знания на практике;
- графические работы (рисунки, чертежи и т.д.);
- административные проверочные работы, проверяющие усвоение обучающимися
совокупности тем, разделов программы, курса обучения за определённый период времени
(за 1 полугодие и за учебный год).
7.11. В целях формирования действий самоконтроля и самооценки учителями
первых классов особое внимание уделяется развитию рефлексивных умений и навыков
учащихся.
Допускается словесное оценивание – устным ответам учитель даёт словесную
оценку:

- очень хорошо – «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,
- есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.
При этом никакой отрицательной словесной оценки учитель не дает.
7.12. Оценка предметных результатов обучающихся по варианту 1 начинается со 2го класса, по варианту 8.3. - со 2-го полугодия 2-го класса, т.е. в тот период, когда у
обучающихся уже сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета.
Кроме того, сама учебная деятельность для них уже привычна, и они могут ее
организовывать под руководством учителя.
7.13. Главными критериями контроля и оценки являются:
- усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям
Стандарта;
- развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;
- появление значимых предпосылок учебной деятельности, способность ее
осуществления под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя,
- определенная доля самостоятельности во взаимодействии с учителем и
одноклассниками.
7.14. Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые работы –
система заданий различного уровня сложности по учебным предметам.
7.15. Оценка достижения предметных результатов ведётся в ходе текущего контроля,
промежуточной и итоговой аттестации.
7.16. Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
-по способу предъявления (устные, письменные, практические);
-по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные).
Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия/отсутствия
помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по
словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при
оказании различных видов помощи.
7.17. Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как
«удовлетворительные» ,«хорошие», «очень хорошие» (отличные).
7.18. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить
результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
-«удовлетворительно» (отметка «3»), если обучающиеся верно выполняют от 35% до
50% заданий;
-«хорошо» (отметка «4»)― от 51% до 65% заданий.
-«очень хорошо, отлично» (отметка «5») свыше 65%.
Оценки 1, 2 не выставляются, так как такие баллы не приемлемы в обучении детей с
интеллектуальными нарушениями. Каждый педагог обязан подобрать доступные для
выполнения задания в соответствии с интеллектуальными возможностями обучающегося.
7.19. При оценке итоговых предметных результатов следует выбирать такие,
которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося,
оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
(Приложение 2).
8. ДИАГНОСТИКА
СФОРМИРОВАННОСТИ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
8.1. Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы
учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием
образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью
обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее
реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и
реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

8.2. БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной
отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной,
коммуникативной, личностной.
8.3. Функции, состав, характеристика БУД, а также их связь с содержанием учебных
предметов подробно отражены в Программе формирования базовых учебных действий
АООП обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3.).
8.4. Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных
действий обучающихся с умственной отсталостью определяется на момент завершения
обучения в школе. Но отслеживать процесс формирования БУД необходимо в течение
всех лет обучения. Для этого требуется специальная диагностическая процедура –
мониторинг БУД.
8.5. Целью мониторинга БУД является отслеживание процесса развития и
формирования БУД обучающихся для проектирования и своевременной корректировки
учебного процесса.
8.6. Задачи мониторинга:
- определение уровня сформированности БУД каждого ученика на разных этапах
обучения в школе;
- определение проблемных зон в решении задач обучения учащихся и разработка на
этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех
или иных БУД;
- определение успешности работы педагога по формированию БУД учащихся,
постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в
классе и подбор педагогических и управленческих средств их достижения.
8.7. Данные мониторинга дают завучу школы и директору возможность управления
качеством образовательного процесса с учетом обоснованных и объективных показателей.
8.8.Мониторинг проводится 1 раз в год, в апреле, и позволяет отследить приращение
в уровне сформированности основных БУД школы.
8.9. В 1 классе проводится две диагностические процедуры: в сентябре – первичная
диагностика, позволяющая поставить педагогические задачи на адаптационный период, и
в апреле – первый срез мониторинга.
8.10. На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший
период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.
8.11. В качестве основного инструментария отслеживания результатов
формирования БУД используются:
- наблюдения за обучающимися на уроках и во внеурочной деятельности;
- специально разработанные дифференцированные индивидуальные задания
предметного характера;
- участие обучающегося в совместных творческих делах;
- психологическая диагностика (пакет диагностических оценочных методик).
8.12. В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который
отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об
эффективности проводимой в этом направлении работы.
8.13. Для оценки сформированности каждого действия используется следующая
система оценки:
0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысл, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией;
2 балла - выполняет действие только по прямому указанию учителя, при
необходимости требуется оказание помощи;
3 балла – преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных
случаях может выполнить его самостоятельно;
4 балла – способен самостоятельно выполнять действие, нередко допускает ошибки,
которые исправляет по прямому указанию учителя;

5 баллов – способен самостоятельно выполнять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
6 баллов – самостоятельно выполняет действие в любой ситуации.
8.14. Балльная система оценки позволяет объективно оценить достижения каждого
учащегося в овладении конкретными учебными действиями по итогам учебного года,
получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на
этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего
времени обучения. (Приложение 3).
8.15.Предметом анализа данных мониторинга могут быть как данные одного ребенка,
так и группы детей с близкими результатами. Определенную информацию, важную для
построения педагогом образовательного процесса, может дать анализ данных по всему
классу. В первом классе мониторинг только начинается. Данные, полученные в результате
проведения мониторинговых срезов в конце второго, третьего и т.д. классов, в
совокупности с результатами мониторинга первого класса позволят в полном объеме
проследить и оценить динамику развития БУД за все время обучения в школе.
Ежегодное отслеживание развития и формирования БУД дает педагогу неоценимую
помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества
образования для каждого ребенка.
8.16. Документы, отражающие оценку результатов сформированности БУД:
1) Результаты сформированности БУД за каждый год обучения вносятся в лист
«Оценка базовых учебных действий» в Индивидуальной карте развития обучающегося.

приложение1

Приложение 2
Оценка достижения предметных результатов обучающихся с РАС(вариант 8.3.)
Оценка предметных результатов обучающихся с РАС вариант 8.3. начинается со
второго полугодия 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут
сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама
учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее
организовывать под руководством учителя.
Во время обучения в первых классах, а также в течение первого полугодия второго
класса используется только качественная оценка.
1. Русский язык
Оценка письменных работ
К письменным работам относятся классные, домашние, проверочные и контрольные
работы.
При оценке знаний, умений и навыков необходимо учитывать индивидуальные
особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально волевой сферы. Ученику с низким уровнем потенциальных возможностей можно
предлагать более легкие варианты заданий.
При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким расстройством
моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество
записей и чертежей.
К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять
дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять
обучающихся в ходе выполнения работы и т.п.)
Контрольная работа должна состоять из контрольного списывания или контрольного
диктанта и грамматического разбора.
Текст для диктанта должен быть связным, понятным по содержанию. Следует
избегать включения в него слов на неизученные правила. Если такие слова встречаются,
они пишутся на доске или проговариваются с выделением орфограммы.
Количество слов в предложениях не должны превышать пяти, контрольные
диктанты должны содержать две-три орфограммы на каждое изученное правило.
Примерный текст диктантов: 2 класс - в начале учебного года 10-12 слов, в конце
учебного года 18-20 слов; 3 класс - 25-30 слов; 4 класс - 35-40 слов. Учету подлежат все
слова, в том числе предлоги, частицы, союзы.
Грамматический разбор включает в себя задания на нахождение орфограмм,
определение частей слова, частей речи и членов предложения и др. Содержание
грамматических заданий должно быть связано с материалом, изученным не только в
данном классе, но и в предыдущем.
Работы учащегося, занимающегося с логопедом, оцениваются в зависимости от
индивидуальных особенностей учащегося. Ошибки, обусловленные тяжелыми
нарушениями речи и письма, учитываются индивидуально.
Логопедические ошибки
Ошибки, характерные для детей с РАС, не должны засчитываться при оценке работы
учащихся.
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и
слухового восприятия:
пропуск букв и слогов (прощла – прощала, жадые – жадные, ишка – игрушка);
перестановка букв и слогов (онко – окно, звял – взял, натуспила – наступила);
недописывание букв и слогов (дела – делала, лопат – лопата, набухл – набухли);
наращивание слов лишними буквами и слогами (тарава – трава, бабабушка –
бабушка, катораые – которые);
искажение слова (наотух – на охоту, хабаб – храбрый, шуки – щёки);
слитное написание слов и их произвольное деление (насто – на сто, у стала –
устала, виситнастене – висит на стене);

неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание
предложений (Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. Знать
машину после школы я тоже. Буду шофёром.)
замена одной буквы на другую (трюх – трёх, тельпан – тюльпан, шапаги – сапоги);
нарушение смягчения согласных (васелки – васельки, смали – смяли, кон – конь).
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны
речи:
аграмматизм (Саша и Лена собирает цветы. Дети сидели на большими стулья.);
слитное написание предлогов и раздельное написание приставок (вкармане – в
кармане, при летели – прилетели, взела – взяла).
Речевые (логопедические) ошибки, обусловленные недоразвитием речи:
Фонематические ошибки:
б-п, г-к, д-т, д-л-н, б-м (артикуляционные);
ц-с, ц-т, т-г, ч-щ (аффрикаты и компоненты, входящие в их состав).
Ошибки анализа и синтеза:
пропуски согласных при их стечении;
пропуски гласных;
добавление гласных;
перестановка букв.
Диспраксии (кинетические ошибки):
потеря мелких элементов букв (ш-и, т-п, м-л, ц-и, щ-ш);
потеря соединения (мл, ми, ао).
Ошибки в замене букв по оптическому сходству:
(б-д, в-д, ш-и, ш-т).
Выставление отметки за диктант:
«5» - нет ошибок, но допускается 1-2 исправления или 1 негрубая ошибка;
«4» - 1-3 орфографические ошибки, 2 пунктуационные (1 орфографическая и 3
пунктуационные) и 1-2 исправления, 4 логопедические и 2 пунктуационные;
«3» - 4-6 орфографические ошибки, 3 пунктуационных и 1-2 исправления, до 5
логопедических и 3 пунктуационные;
Выставление отметки за грамматическое задание (учитываются индивидуальные
особенности):
«5» - нет ошибок (выполняет задания самостоятельно; выполняет задания по образцу;
выполняет задания по подражанию; выполняет задания по словесной инструкции)
«4» - правильно выполнено 3/4 заданий (выполняет задания самостоятельно после
предложенной помощи; выполняет задания по словесной инструкции после предложенной
помощи)
«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий (выполняет задания по образцу
после предложенной помощи; выполняет задания по подражанию после предложенной
помощи
Выставление отметки за словарный диктант:
«5» - нет ошибок (одно исправление);
«4» - 1-2 ошибки (одно исправление);
«3» - 3-5 ошибок;
«2» - 5 и более ошибок.
Выставление отметки за контрольное списывание:
«5» - безукоризненно выполненная работа, в которой нет исправлений;
«4» - 1 ошибка и 1-2 исправления;
«3» - 2-4 ошибки и 1-2 исправления;
«2» - 5 и более ошибок.
Изложение (начиная с 3-го класса)
С 3 класса по заранее подготовленному плану.

Оценивается одной отметкой.
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и
орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются
единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2
исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные
нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех
предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
Сочинение не пишется.
2. Чтение и развитие речи
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков.
При оценке устных ответов принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности
усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценивание на уроке чтения обучающихся начальных классов с РАС, с
выраженными нарушениями речи, отсутствием речи, не владеющих устной речью должно
происходить с учётом следующих индивидуальных особенностей:
- нарушения темпа речи;
- нарушение произношения;
- эхолаличное произношение прочитанных (произнесённых) слов;
- полное отсутствие речи (или спонтанные вокализации).
В том случае, если у ребенка с РАС речь отсутствует, либо находится в стадии
формирования, оценивание по чтению производится с помощью иллюстраций, картинок,
средств альтернативной коммуникации по критериям:
знает буквы, показывает их;
соотносит картинку с буквой;
слушает учителя, показывает картинки, относящиеся к смыслу текста;
выстраивает сюжетную линию текста с помощью картинок;
отвечает на вопросы учителя с помощью картинок.
Материал для проверки навыков чтения и понимания текста должен быть разделен
на 4 части, что соответствует четвертям учебного года. В каждую часть включены задания
для оценки техники чтения и понимания текста у обучающихся с 1-го по 4-й класс. Объем
и уровень сложности текста, а также предлагаемых заданий возрастает от класса к классу,
от начала учебного года к концу. Предлагаемые тексты учитывают, как качественное
своеобразие письменной речи данной категории обучающихся, так и особенности их
психического развития. Тексты доступны для понимания, тематика произведений
подобрана в соответствии с программными требованиями, с учетом развития
познавательных интересов детей, расширением их кругозора, воспитания нравственных
качеств.
У школьников с отсутствием устной речи ограничен кругозор, запас представлений
об окружающем мире, поэтому тексты должны быть подобраны с простым сюжетом,
небольшим количеством главных героев.
Каждый текст с заданиями представлен на отдельных листах. Листы для проверки
распечатываются и выдаются каждому обучающемуся. Темп чтения и понимание текста
оцениваются отдельно друг от друга. Для удобства подсчета прочитанных слов каждое
десятое слово текста выделено жирным шрифтом. Балл, который соответствует отметке за
темп чтения, расположен справа от строки текста.

Понимание содержания прочитанного (осознанность чтения) проверяется с
помощью заданий, предложенных после текста, которые направлены на проверку
сформированности следующих умений:
находить информацию, заданную в явном виде;
извлекать информацию, заданную в неявном виде;
уметь формулировать несложные выводы;
понимать общий смысл текста;
извлекать концептуальную и фактологическую информацию.
Включение заданий разного типа позволяет отодвинуть порог утомления и повысить
качество выполнения заданий. Задания содержат иллюстрации для поддержания
познавательного интереса школьника. В текстах для проверки нет сложных оборотов,
слова доступны для чтения и понимания. Ответы на задания не требуют большой
письменной работы, предполагают ответы одним предложением. В части заданий
требуется только подчеркнуть ответ или обвести картинку с правильным ответом.
Небольшое количество заданий позволяет школьникам избежать утомления.
За каждое правильно выполненное задание ставятся баллы, стоящие на листе справа.
В конце работы в зависимости от набранного количества баллов выставляется итоговая
оценка за понимание текста.
Фиксация результатов мониторинга уровня сформированности навыков чтения
осуществляется в таблице, в которой отмечается:
способ чтения (звуками, слогами, слог + слово, целыми словами, словосочетаниями),
темп чтения, правильность (без ошибок, замена, искажение слов, нарушение
орфоэпических норм); понимание прочитанного, выразительность. На основе данных
можно оценить динамику навыков чтения в течение учебного года, по годам обучения как
отдельного обучающегося, так и всего класса.
При оценивании навыка чтения можно выставлять две отметки: первая за технику
чтения, вторая за понимание текста (прочитанного учителем).
Класс
1 уровень (без нарушения произношения) слов/мин
2 уровень (незначительные речевые нарушения) слов/мин
3 уровень (выраженные нарушения речи, отсутствие речи)
Проводится с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей
обучающегося, отслеживается динамика относительно самого ребёнка (учитываются
буквы, слоги, отдельные слова, проверка понимания текста с помощью картинок
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых
соответствует объему текстов предыдущего года. Задача проверки техники чтения
заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин
испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.
Проверка навыка чтения
1 уровень:
2-й класс:
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает по слогам (с переходом к концу года
на чтение целыми словами) правильно с одной-двумя самостоятельно исправленными
ошибками короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по
содержанию прочитанного;
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает по слогам, затрудняясь читать
целиком даже легкие слова; допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении
синтаксических пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе
содержания, но исправляет их с помощью учителя;
Оценка «3» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам (буква +
слог) легких слов; допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении
синтаксических пауз; отвечает на вопросы односложно даже с помощью учителя;
3-4-й классы:

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной –
двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением
синтаксических и смысловых пауз, в 4-м классе — логических ударений; отвечает на
вопросы и может передать содержание прочитанного полно, правильно, последовательно
с незначительной помощью;
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словами, некоторые трудные
слова — по слогам; допускает одну -две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз,
в 4-м классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при
пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью
учителя;
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами,
трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении
синтаксических и смысловых пауз, в 4-м классе — логических ударений; отвечает на
вопросы односложно и способен пересказать содержание прочитанного с помощью
учителя;
2 уровень:
2-й класс:
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает по слогам и называет прочитанное
слово;
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает буква + слог и называет 1-2 сложное
(легкое) слово самостоятельно или длинное с помощью учителя;
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает по буквам и называет 1-2 сложное
(легкое) слово с помощью учителя;
3 уровень: (выраженные нарушения речи, отсутствие речи)
У данной группы детей с отсутствием речи проверить навык чтения не
представляется возможным, поэтому проводится только проверка понимания текста,
после его прочтения учителем, при помощи картинок и слов используя методику
глобального чтения и PECS.
Выраженные нарушения речи:
Оценка «5» ставится ученику, если он: пытается прочитать не сложные слова;
Оценка «4» ставится ученику, если он: пытается прочитать слоги;
Оценка «3» ставится ученику, если он: пытается прочитать буквы;
Устный опрос
В связи с речевыми проблемами и проблемами с чтением у обучающихся возникают
и проблемы с пониманием прочитанного ими текста. Поэтому, чтобы проверить эту
сторону читательского навыка, текст для проверки понимания прочитанного читает
педагог, а затем задаёт по нему вопросы.
Отметка «5» ставится ученику, если он:
обнаруживает понимание текста, может с незначительной помощью учителя или
самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, называет (или показывает) главных
героев; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
выполняет задания самостоятельно
показывает картинки, относящиеся к смыслу текста.
выстраивает сюжетную линию текста с помощью картинок.
отвечает на вопросы учителя с помощью картинок.
Отметка «4» ставится, если:
ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5»,
но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые
ошибки, при ответе на вопросы как устно, так и при помощи глобального чтения или
картинок, допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи:
показывает картинки, относящиеся к смыслу текста.
выстраивает сюжетную линию текста с помощью картинок.

отвечает на вопросы учителя с помощью картинок.
Отметка «3» ставится, если:
ученик обнаруживает некоторое понимание прочитанного, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется
самостоятельно назвать (показать) главных героев, подобрать нужные картинки или слова
для ответа и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
выполняет задания по словесной инструкции после предложенной помощи:
показывает картинки, относящиеся к смыслу текста.
выстраивает сюжетную линию текста с помощью картинок.
3.Математика
Длядетей с выраженными нарушениями речи, отсутствием речи, детям с моторными
трудностями контрольные работы могут быть адаптированы:
вписывание в примеры только ответов;
решение задач, занесенных в схему;
возможность опоры на образец;
чтение задач и заданий учителем;
возможность использования таблицы умножения, сложения.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными
(только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо
комбинированными.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые задачи
или 1-3 простые задачи и составная (начиная со 2 класса) или 2 составные задачи,
примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок
действий, начиная с 3 класса), математический диктант, сравнение чисел и
математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие
геометрические задания.
При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками
следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения
алгоритма, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и
построение геометрических фигур по образцу. Негрубыми ошибками считаются ошибки,
допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков
арифметических действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи,
правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и
черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение
составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются
на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок;
1 уровень:
- выполняет задания самостоятельно;
2 уровень:
- выполняет задания по образцу;
- выполняет задания по подражанию;
- выполняет задания по словесной инструкции.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;
1 уровень:
- выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи;
2 уровень:
- выполняет задания по словесной инструкции после предложенной помощи.
Оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть
других заданий;
1 уровень:

- выполняет задания по образцу после предложенной помощи;
2 уровень:
- выполняет задания по подражанию после предложенной помощи.
При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не
предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно;
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки;
Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые;
4. Окружающий мир
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может
с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Безошибочно отвечает на тест, после прочтения вопроса учителем, отвечает на
поставленные вопросы картинкой либо подготовленными словами, предложениями (на
основе глобального чтения):
- выполняет задания самостоятельно;
- выполняет задания по образцу;
- выполняет задания по подражанию;
- выполняет задания по словесной инструкции.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности и исправляет их с
незначительной помощью учителя;
- выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи;
- выполняет задания по словесной инструкции после предложенной помощи.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно,
допускает ряд ошибок в речи или в тесте, в ответе при помощи слов и картинок и делает
это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
- выполняет задания по образцу после предложенной помощи;
- выполняет задания по подражанию после предложенной помощи.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП

603332450510203670830559428146817986133868575884

Радионова Наталья Владимировна

С 20.04.2021 по 20.04.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».