Положение о системе оценки обучающихся по АООП с ТМНРи 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кормовская средняя школа
Ремонтненский район Ростовская область

«ПРИНЯТО»

«СОГЛАСОВАНО»

на педагогическом совете
МБОУ Кормовской СШ
Протокол от «25» октября 2019г.
№3

Управляющим советом
МБОУ Кормовская СШ
Протокол от «18» октября
2019г. №2
________________________
Председатель УС
Г.А. Вершинина

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МБОУ Кормовской СШ
Приказ от «25» октября 2019г
№ 225-Д
_______________________
Радионова Н.В.

ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценки достижения возможных результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (по вариантам 1, 2) при текущем контроле,
промежуточной и итоговой аттестации

-2019-

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Система оценки достижения результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее АООП) обеспечивает связь между
требованиями стандарта и образовательным процессом.
1.2.Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
обучающимися с легкой умственной отсталостью (по варианту 1) ориентирует
образовательный процесс на развитие личности обучающихся, достижение планируемых
результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных
действий.
1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и
множественными нарушениями развития (по варианту 2) ориентирует образовательный
процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из
образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения
содержания СИПР и АООП.
1.4. Возможные результаты являются основой для разработки АООП и СИПР
образовательным учреждением. Система оценки достижения возможных результатов
адекватно отражает требования стандарта, передает специфику образовательного
процесса, соответствует возможностям обучающихся.
1.5. Возможные результаты освоения АООП являются содержательной и
критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, а также
для системы оценки качества освоения обучающимися АООП в соответствии с
требованиями стандарта.
1.6. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
1.7. Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умственной отсталостью
АООП осуществляется образовательным учреждением.
2. ЦЕЛЬ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с
требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и
оценка результатов деятельности образовательного учреждения и педагогических кадров,
установление динамики развития обучающихся по итогам учебных четвертей (для
обучающихся с легкой у/о), учебных полугодий (для обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с тяжёлыми и множественными нарушениями
развития) и учебного года, описание достижения возможных результатов в форме,
понятной для всех участников образовательных отношений. Полученные данные
используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования.
2.2. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана
решить следующие задачи:
- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать
объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания,
формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание
обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных
предметов и формирование базовых учебных действий;
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП,
позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
- предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности
деятельности общеобразовательной организации;

- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и
развития их жизненной компетенции.
2.3. Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью в овладении
АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При
определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на
следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных
изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в
освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных
образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического
обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора,
формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса
осуществления оценки достижений обучающихся.
Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с
умственной отсталостью, представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и
личностных достижений.
3. НАПРАВЛЕНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Освоение АООП общего образования обеспечивает достижение обучающимися
с УО двух видов результатов: личностных и предметных.
3.2.Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП адекватно
отражают требования стандарта, передают специфику образовательного процесса (в
частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствуют
возможностям обучающихся.
3.3.Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные
качества, жизненные компетенции и ценностные установки обучающихся.
3.4.Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.
3.5.Предметные результаты не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
3.6.АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
3.7.Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
3.8.Минимальный уровень достижения предметных результатов фиксируется в
рабочих программах по предметам и курсам с ориентацией на всех обучающихся класса.
3.9.Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является
обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
3.10.Достаточный уровень достижения предметных результатов фиксируется в
рабочих программах по предметам и курсам адресно для отдельных обучающихся с
указанием фамилий после проведения входной диагностики.
4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1. Закономерные затруднения в освоении обучающимися отдельных предметов не
рассматривается как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
4.2. Оценка производится с учетом актуального психического и соматического
состояния обучающегося.

4.3. Формы выявления возможной результативности обучения должны быть
вариативными для различных детей, разрабатываются индивидуально с учетом
индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
4.4. В процессе выполнения заданий обучающимся оказывается необходимая
помощь (выполнение по образцу, по подражанию, после частичного выполнения
взрослым, совместно со взрослым).
4.5. Оценка результативности достижений происходит в присутствии родителей (их
законных представителей).
4.6. Выявление представлений, умений и навыков обучающихся с у/о в каждой
образовательной области создает основу для дальнейшей корректировки АООП и СИПР,
конкретизации плана коррекционно-развивающей работы.
4.7. Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося при выполнении
действий, операций, направленных на решение жизненных задач.
5.ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
5.1. Закрепляет основные направления оценочной деятельности, описание объекта
оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
предоставления результатов.
5.2. Ориентирует образовательный процесс на развитие личности обучающихся,
достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и
формирование базовых учебных действий.
5.3. Способствует оценить достижение планируемых результатов освоения
содержания учебных предметов и жизненных компетенций, включенных в специальную
индивидуальную программу развития.
5.4. Обеспечивает интегративный подход к оценке результатов освоения АООП
образования обучающихся с умственной отсталостью, позволяющий оценивать в единстве
предметные и личностные результаты образования.
5.5. Позволяет осуществлять оценку динамики развития жизненных компетенций и
учебных достижений обучающихся.
6.ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ
6.1. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших
АООП, соразмерно индивидуальным возможностям и специфическим образовательным
потребностям, отраженным в специальной индивидуальной программе развития (СИПР).
6.2. Личностные результаты включают сформированность мотивации к обучению и
познанию, социальные компетенции и личностные качества.
6.3.Возможные личностные результаты освоения АООП заносятся в рабочие
программы по предметам и курсам, в программы коррекционно-развивающих занятий и
внеурочной работы.
6.4.Возможные личностные результаты освоения АООП включают овладение
обучающимися социальными компетенциями, необходимых для решения практикоориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений
обучающихся в различных средах.
6.5.Возможные личностные результаты определяются согласно особым
образовательным потребностям каждого ребенка с у/о на основе классификатора
жизненных компетенций (Приложение 1).
6.6.Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения
учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по
получению нового знаний и степень самостоятельности в его применений в практической
деятельности.

6.7.Возможные предметные результаты заносятся в рабочую программу с учетом
индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей
обучающихся, а также специфики содержания предметных областей.
6.8.Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с легкой умственной
отсталостью АООП по варианту 1 является достижение возможных результатов освоения
образовательной программы обучающихся с у/о. Согласно требованиям Стандарта по
завершению реализации АООП проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:
-первое ― предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения
обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ
социальной жизни;
-второе ― направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Содержание и процедура проведения итоговой аттестации разрабатывается
учреждением.
Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не зачет» (или по
балльной системе оценивания, которая определяется в Положении об итоговой
аттестации).
6.9. Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями
развития (ТМНР) АООП осуществляется образовательным учреждением. Предметом
итоговой оценки освоения обучающимися АООП по варианту 2 должно быть достижение
результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года
обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация
осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за
выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и
оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать
затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов), которые не должны
рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых
результатов освоения АООП и СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
• что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
• что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
• насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического,
неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление
результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития
ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий,
графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий
обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные
словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно
распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо
учитывать степень самостоятельности ребенка. Выявление представлений, умений и
навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для
корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционноразвивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий,
представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью
имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние,
другие возможные личностные результаты.

7. ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ВОЗМОЖНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АООП
7.1.Для оценки результатов развития жизненной компетенции используется метод
экспертной группы. В ее состав входит родитель (законный представитель) ребенка,
учитель, воспитатель, педагог-психолог и учитель-логопед.
7.2.Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки
достижений ребенка в сфере жизненной компетенции.
7.3.Основой оценки служит анализ поведения ребенка и динамики его развития в
повседневной жизни.
7.4.Критериальным аппаратом служит классификатор жизненных компетенций и
разработанный на его основе индивидуальный перечень возможных результатов
личностного развития.
7.5.Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к
выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата
личностного развития по следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или
после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
7.6. Оценка достижений личностных результатов производится 1 раз в год.
7.7. На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная
группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с у/о за
год по каждому показателю по следующей шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс.
1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 – минимальная динамика.
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 – полное освоение действия.
7.8. Аналогичная оценка динамики производится ежегодно в мае относительно
текущей оценки и данных входящей оценки личностного развития (октябрь 1 класса).
Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании
динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка.
7.9. Результаты оценки личностных достижений заносятся классным руководителем
в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений) в форме
характеристики личностного развития ребенка (один раз в год), что позволяет не только
представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить
наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
8.ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ВОЗМОЖНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АООП
8.1.Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
8.2.Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении
им социальным опытом.

8.3. Для оценки достижения возможных предметных результатов освоения АООП
используется технология тестовых заданий по каждому учебному предмету. Задания
разрабатываются дифференцированно с учетом особых образовательных потребностей.
Вариативность заданий заключается в варьировании сложности и объема стимульного
материала, способа предъявления, объема помощи при выполнении задания.
8.4. Основой оценки служит анализ качества выполнения тестовых заданий.
8.5. Оценка достижения возможных предметных результатов освоения АООП
производится учителем, по предметной области «Язык и речевая практика» оценка
производится учителем и учителем-логопедом.
8.5. Оценка достижений предметных результатов производится путем установления
среднего арифметического из двух оценок – знаниевой (что знает) и практической (что
умеет) составляющих. В спорных случаях приоритетной является оценка за практические
учебные умения.
8.6. С обучающимися с легкой умственной отсталостью при оценке предметных
результатов применяется система балльной оценки результатов. Оценку предметных
результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период,
когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма
и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее
организовывать под руководством учителя.
8.7. Во время обучения в первом дополнительном и I-м классах, а также в течение
первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу
учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально
важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного
предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление
значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее
осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем
учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и
одноклассниками.
8.8. Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью необходимо, чтобы
балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим
основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:
-соответствие/несоответствие науке и практике;
-полнота и надежность усвоения;
-самостоятельность применения усвоенных знаний.
8.9. Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
-по способу предъявления (устные, письменные, практические);
-по
характеру
выполнения
(репродуктивные,
продуктивные,
творческие). Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции
наличия/отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно;
выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не
выполнено при оказании различных видов помощи.
8.10.Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как
«неудовлетворительные», «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие»
(отличные).
8.11.В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа:
-«удовлетворительно» (отметка «3»), если обучающиеся верно выполняют от 35% до
50% заданий;
-«хорошо» (отметка «4»)― от 51% до 65% заданий.
-«очень хорошо, отлично» (отметка «5») свыше 65%.

8.12.При оценке итоговых предметных результатов следует выбирать такие, которые
стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы
положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
8.13.Текущий контроль успеваемости проводится во всех классах с легкой
умственной отсталостью. Формами текущего контроля успеваемости могут быть:
-по математике: устный опрос; контрольная работа; проверочная работа;
арифметический диктант; практическая работа; тесты;
-по русскому языку: словарный диктант; выборочный диктант; комментированный
диктант; зрительный диктант; предупредительный диктант; объяснительный диктант;
письмо по памяти; творческие работы; контрольный диктант;
-по чтению: проверка навыков осознанного чтения (техника чтения);
-по биологии, истории, географии, домоводству, обществознанию: проверочная
работа; тесты; контрольная работа; диктант;
-по профессионально-трудовому обучению: проверочная работа; практическая
работа; контрольная работа; участие в выставках, конкурсах и т.д. различного уровня;
тесты;
-по физической культуре: сдача контрольных нормативов; участие в спортивных
соревнованиях различного уровня;
-по изобразительному искусству: оценивание индивидуальных творческих работ;
участие в выставках, конкурсах и т.д. различного уровня;
-по музыке и пению: оценивание индивидуальных творческих способностей,
динамика их развития; участие в конкурсах, фестивалях различного уровня.
Промежуточная аттестация проводится во 2-х–9-х классах с легкой умственной
отсталостью в конце первого полугодия и учебного года в сроки, установленные в начале
учебного года. В случае неудовлетворительной промежуточной аттестации за год отметка
обучающегося по предмету утверждается педагогическим советом учреждения.
8.14.Текущая аттестация обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития включает в себя
полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП
образовательной организации.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов
освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Исключается система балльного (отметочного) оценивания. В течение учебного года
оценки обучающимся не выставляются. Не допускается использование любой знаковой
символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и прочие).
Допускается лишь словесная объяснительная оценка.
8.15.Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей
производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного
действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей
шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или
после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
8.7. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей
производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и
невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по
следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.

2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
8.8.Оценка достижений предметных результатов производится 1 раз в полугодие.
8.9.На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей
оценки учитель делает вывод о динамике усвоения АООП и СИПР каждым обучающимся
с у/о по каждому показателю по следующей шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс.
1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 – минимальная динамика.
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 – полное освоение действия.
8.10.Словесная отметка обучающимся по варианту 2 АООП выставляется по
двухуровневому принципу: «усвоено», «не усвоено». Отметке «усвоено» соответствует
шкальная оценка от 1 до 5. Отметке «не усвоено» соответствует шкальная оценка 0 по
обеим составляющим предметных результатов.

Приложение № 1

Программа оценки личностных результатов
Критерий
Параметры оценки
Индикаторы
Владение
навыками сформированность навыков способность инициировать и
коммуникации и принятыми коммуникации
со поддерживать
ритуалами
социального взрослыми
коммуникацию с взрослыми
взаимодействия (т.е. самой
способность
применять
формой
поведения,
его
адекватные
способы
социальным рисунком), в
поведения
в
разных
том числе с использованием
ситуациях
информационных
способность обращаться за
технологий
помощью
сформированность навыков способность инициировать и
коммуникации
со поддерживать
сверстниками
коммуникацию
со
сверстниками
способность
применять
адекватные
способы
поведения
в
разных
ситуациях
способность обращаться за
помощью
владение
средствами способность использовать
коммуникации
разнообразные
средства
коммуникации
согласно
ситуации
адекватность
применения способность
правильно
ритуалов
социального применить
ритуалы
взаимодействия
социального взаимодействия
согласно ситуации

Приложение № 2
Оценка обучающихся с легкой степенью умственной отсталости по предметам
обучения при промежуточной и итоговой аттестации
1. Чтение и развитие речи
1.1. Отметки за учебный предмет «Чтение и развитие речи» обучающимся
(воспитанникам) образовательной организации в ходе промежуточной аттестации
выставляются за технику чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать
незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): I класс 10 слов; II класс – 15-20 cлов; III класс – 20-25 слов; IV класс - 35-40 слов; V класс – 45 -60
слов; VI класс – 70-80 слов; VII – 80-90 слов; VIII–IX классы - 90-100 cлов.
1.2. При оценке техники чтения принимается во внимание успешность овладения
обучающимися (воспитанниками) техникой чтения (правильность, беглость и
выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на
вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году
обучения:
II класс
 оценка «5» ставится обучающемуся (воспитаннику), если он: читает по слогам (с
переходом к концу года на чтение целыми словами) правильно с одной-двумя
самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты; соблюдает синтаксические
паузы; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; пересказывает прочитанное
полно, правильно, последовательно;
 оценка «4» ставится обучающемуся (воспитаннику), если он: читает по слогам,
затрудняясь читать целиком даже легкие слова; допускает одну-две ошибки при чтении и
соблюдении синтаксических пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при
пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью
педагогического работника;
 оценка «3» ставится обучающемуся (воспитаннику), если он: затрудняется в чтении
по слогам трудных слов; допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении
синтаксических пауз; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с
помощью педагогического работника;
 оценка «2» ставится обучающемуся (воспитаннику), если он: затрудняется в чтении
по слогам даже легких слов; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении
синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного
искажает основной смысл, не использует помощь педагогического работника.
III—IV классы:
 оценка «5» ставится обучающемуся (воспитаннику), если он: читает целыми
словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает
выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе —
логических ударений; отвечает на вопросы педагогического работника и передает
содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
 оценка «4» ставится обучающемуся (воспитаннику), если он: читает целыми
словами, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении,
соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности
в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с
незначительной помощью педагогического работника;
 оценка «3» ставится обучающемуся (воспитаннику), если он: читает, в основном,
целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении,
соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе - логических ударений;

отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью
педагогического работника;
 оценка «2» ставится обучающемуся (воспитаннику), если он: читает, в основном,
по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении
синтаксических пауз; в ответах на вопросы при пересказе содержания прочитанного
искажает основной смысл, не использует помощь педагогического работника.
V—IX классы:
 оценка «5» ставится обучающемуся (воспитаннику), если он: читает правильно,
бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения; выделяет
основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью
педагогического работника; делит текст на части и озаглавливает их с помощью
педагогического работника (в VIII—IX классах легкие тексты — самостоятельно);
называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает
на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
 оценка «4» ставится обучающемуся (воспитаннику), если он: читает, в основном,
правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз,
знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности
в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью
педагогического работника; допускает ошибки в делении текста на части и
озаглавливании частей, исправляет их с помощью педагогического работника; называет
главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью
педагогического работника; допускает неточности в ответах на вопросы и при передаче
содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью
педагогического работника;
 оценка «3» ставится обучающемуся (воспитаннику), если он: читает недостаточно
бегло, некоторые слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две
ошибки — в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре - в соблюдении смысловых
пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет
основную мысль произведения или части рассказа с помощью педагогического работника;
делит текст на части и озаглавливает части с помощью педагогического работника;
затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их
поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает
искажение воспроизведения;
 оценка «2» ставится обучающемуся (воспитаннику), если он: читает по слогам;
допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; не может
выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью педагогического
работника; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения,
не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание
произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь
педагогического работника.
2. Письмо и развитие речи
2.1. Знания и умения обучающихся (воспитанников) легкой и средней степени
умственной отсталости по письму и развитию речи оцениваются на основе устных ответов
и письменных работ.
2.2. Устный опрос обучающихся (воспитанников) является одним из методов учета
знаний, умений и навыков обучающемуся (воспитаннику) специальной (коррекционной)
образовательной организации.
При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности
усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

2.3. К контрольным письменным работам в специальных (коррекционных)
образовательных организациях относят, как правило, контрольное списывание,
контрольный диктант и грамматический разбор. Основными видами контрольных работ
во 2-4 классах являются списывание и диктанты.
2.4. При оценке письменных работ по русскому языку следует руководствоваться
следующими нормами:
I-IV классы
 оценка «5» ставится за работу без ошибок;
 оценка «4» ставится за работу с одной-тремя ошибками;
 оценка «3» ставится за работу с четырьмя-пятью ошибками;
 оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть и более ошибок.
V-IX классы
 оценка «5» ставится за работу без ошибок;
 оценка «4» ставится за работу с одной-тремя ошибками;
 оценка «3» ставится за работу с четырьмя-пятью ошибками;
 оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть и более ошибок.
2.5. В письменных работах не учитываются 1-2 исправления или одна
пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на
изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не
пройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды
написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом
слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание
слов;
в) пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же
слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками
являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски,
перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение
структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки
приравниваются к одной орфографической ошибке.
2.6. При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:
 оценка «5» ставится, если обучающийся (воспитанник) обнаруживает осознанное
усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу
выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
 оценка «4» ставится, если обучающийся (воспитанник) в основном обнаруживает
усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3
ошибки;
 оценка «3» ставится, если обучающийся (воспитанник) обнаруживает
недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих
знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий;
 оценка «2» ставится, если обучающийся (воспитанник) обнаруживает плохое
знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП

603332450510203670830559428146817986133868575884

Радионова Наталья Владимировна

С 20.04.2021 по 20.04.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».